2 марта 2016 14:53
IP/Host: 80.68.243.--- Дата регистрации: 21.07.2014 Сообщений: 16
срок поиска нового работодателя для иностранного работника
Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, какой срок (+ ссылку на НПА) дается визовому иностранному гражданину, работающему по РНР (не ВКС!), на поиски нового работодателя при досрочном расторжении трудового договора с прежним работодателем.

Спасибо!
3 марта 2016 10:00
IP/Host: 195.68.184.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: срок поиска нового работодателя для иностранного работника
какой срок (+ ссылку на НПА) дается визовому иностранному гражданину, работающему по РНР (не ВКС!), на поиски нового работодателя при досрочном расторжении трудового договора с прежним работодателем.
там все весело. само по себе досрочное расторжение ТД не является основанием ни для аннулирования РнР, ни для аннулирования визы.
соответственно, до конца визы - имеет право пребывать в РФ и искать новую работу.
правда, в обязанности работодателя входит информирование ФМС о досрочном прекращении ТД (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона 115-ФЗ), а те могут принять решение о нежелательности пребывания его в РФ и предложить выехать.

вот ответ, старенький, НПА уже не те, но логика не изменилась:

Иностранный гражданин (Великобритания) находится на территории России на основании "рабочей" визы, его увольняют по сокращению штата.
Может ли иностранец встать на биржу труда в Москве как безработный и должен ли работодатель выплачивать ему средний заработок на время трудоустройства?
Должен ли работодатель аннулировать разрешение на работу и обеспечить выезд данного сотрудника из России?
Должен ли работодатель предлагать данному сотруднику вакансии в организации при сокращении, если в его разрешении на работу указана совсем другая должность?

Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Законодательство о занятости населения распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами (п. 2 ст. 6 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), по общему правилу, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Из п. 13 ст. 18 Закона N 115-ФЗ следует, что иностранный работник, прибывший на территорию России в визовом режиме, при досрочном расторжении с ним трудового договора имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, если причиной расторжения трудового договора послужили аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, прекращение деятельности работодателя и при условии, что до истечения срока его разрешения на работу остается не менее трех месяцев, а у нового работодателя имеется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации при расторжении с иностранным работником трудового договора в связи с сокращением численности (штата) заключить новый трудовой договор с другим работодателем на основании имеющегося разрешения на работу иностранный работник не сможет.
Поэтому такой иностранный гражданин, на наш взгляд, не будет зарегистрирован как безработный, а работодатель не должен выплачивать ему средний заработок на время трудоустройства в соответствии с частями первой и второй ст. 178 ТК РФ. Однако выходное пособие в размере среднего месячного заработка при увольнении (часть первая ст. 178 ТК РФ) такому работнику надо выплатить.
Аннулирование разрешения на работу при прекращении трудового договора с иностранным работником по основаниям, не связанным с виновным поведением иностранного работника, не производится (п.п. 9-9.2 ст. 18, п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Однако следует учитывать, что иностранный гражданин находится на территории России не на основании разрешения на работу, а на основании "рабочей" визы, выданной ему на срок действия трудового договора, но не более чем на один год (ст. ст. 24, 25, 25.1, 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. 1 ст. 5, п. 1 и п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Информация о досрочном расторжении трудового договора с иностранным работником на основании пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ должна быть направлена работодателем в ФМС России или ее территориальный орган.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ ФМС России может сократить сроки временного пребывания иностранного гражданина на территории нашей страны, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в Россию.
Поскольку основания для выдачи визы (осуществление трудовой деятельности) перестали существовать, в отношении уволенного иностранца вполне может быть принято решение о сокращении сроков пребывания на территории России.
Тогда виза иностранного гражданина аннулируется либо изымается, после чего ему выдается транзитная виза со сроком действия, достаточным для выезда, но не более чем на 10 дней (п. 97, п. 98 Административного регламента, утверждённого приказом ФМС России от 8 ноября 2007 г. N 430, п. 74 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335).
Работодатель не обязан обеспечивать выезд иностранного работника из России при досрочном прекращении трудового договора.
Но при выдаче иностранному работнику разрешения на работу в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель должен был перечислить на специально открытый ФМС России счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника. Эти средства возвращаются работодателю после выезда иностранного работника (п. 7 указанной статьи закона). Если работник своевременно не покинет страну и будет депортирован либо выдворен за пределы России, все связанные с этим расходы возмещаются из указанных средств (п. 5 и пп. 6 п. 8 ст. 18, п. 1 ст. 34 Закона N 115-ФЗ).
Обратимся к вопросу о предложении сокращаемому иностранному работнику в соответствии с частью третьей ст. 81, части первой ст. 180 ТК РФ вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы, не соответствующих виду деятельности, указанному в разрешении на работу.
Действительно, форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Россию в порядке, требующем получения визы, утверждённая приказом ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 370, содержит графу: "Вид деятельности". В то время как Законом N 115-ФЗ и Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681, не установлено требование об осуществлении иностранным работником только того вида деятельности, который установлен в разрешении на работу.
Однако, на наш взгляд, наличие соответствующей графы в бланке разрешения на работу следует оценивать исходя из содержания и требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок получения такого разрешения.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного п. 4 указанной статьи, выдается ФМС России или ее территориальными органами при наличии заключения органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.
Из Инструкции об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, утверждённой приказом Минтруда России от 15 июля 2003 г. N 175, следует, что выдача заключения преследует цель соблюдения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест.
При выдаче заключения учитываются наличие в регионе равноценной рабочей силы и отсутствие возможности подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям, специальностям, по которым предполагается привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также перераспределение трудовых ресурсов внутри соответствующего субъекта РФ или между субъектами РФ. Как видим, иностранцы привлекаются к выполнению работ, которые по каким-то причинам не могут быть выполнены российскими гражданами.
В связи с этим мы считаем, что иностранные граждане не вправе осуществлять виды деятельности, которые не указаны в разрешении на работу. Поэтому иностранным работникам при увольнении в связи с сокращением не следует предлагать вакантные должности, не соответствующие видам деятельности, указанным в разрешении на работу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

2 апреля 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти