К какому ремонту (текущему или капитальному) нужно отнести частичную замену окон и дверей в государственном (муниципальном) учреждении (замена производится в одной группе детского сада)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы отнесения работ по замене окон и дверей к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами.
Обоснование вывода:
Вопросы отнесения строительных работ к капитальному или текущему ремонту, реконструкции не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. В то же время обеспечение целевого использования средств бюджетных субсидий, средств ОМС и иных целевых средств является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому в тех случаях, когда для отнесения расходов на тот или иной вид финобеспечения (на определенный код бюджетной классификации) принципиальное значение имеет характер строительных работ, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде перед осуществлением расходов поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения заключения о квалификации работ в качестве текущего ремонта (капитального ремонта, реконструкции) должны осуществляться кассовые расходы по оплате соответствующих обязательств.
Если же описанный выше порядок работы не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер строительных работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК), то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
Вывод о возможности отнесения конкретных работ к работам по текущему или капитальному ремонту является всего лишь суждением непрофильных специалистов.
Специалисты Минфина России, руководствуясь приведенными выше аргументами, как правило, не дают письменных разъяснений по вопросам определения характера строительных работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК). При этом они указывают, что предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
При определении возможности отнесения конкретных работ к работам по капитальному ремонту прежде всего необходимо руководствоваться нормами п.п. 14.2, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. В свою очередь, указание на порядок квалификации работ в качестве работ по текущему ремонту содержится в ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми работы могут быть отнесены к текущему или капитальному ремонту, должны применяться во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ (то есть в части, не противоречащей ему). К таким документам, в частности, относятся:
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279);
- Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88 (р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий";
- Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1.
Положения перечисленных выше документов, продолжающих действовать и в настоящее время, дают определенные основания для отнесения работ по замене окон и дверей к работам по капитальному ремонту (смотрите раздел VI "Окна, двери и ворота" Приложения 8 "Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений" к Положению N 279, где указано: "Полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов"). Указанные основания используются проверяющими органами для обоснований нарушения применения бюджетной классификации (смотрите, например, решение Курганского областного суда от 17.07.2015 по делу N 21-168/2015). При этом отдельные работы при замене окон и дверей, квалифицированные как работы по капитальному ремонту, также могут послужить поводом для претензий со стороны проверяющих органов (смотрите, например, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2016 по делу N А70-272/2016, решение Центрального районного суда г. Тюмени Тюменской области от 16.03.2016 по делу N 12-112/2016).
Однако, как мы уже указывали, заключение о соответствии данных положений действующим в настоящее время нормам Градостроительного кодекса РФ и о возможности отнесения работ по замене окон к работам по текущему или капитальному ремонту могут дать только профильные технические специалисты.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).