Re: Уведомление по закону о коррупции
Уведомляют, если человек поступил на работу в организацию, по отношению к которой раньше исполнял контрольно-надзорные функции.
Не-а.
Вопрос: В организацию был принят сотрудник, как впоследствии выяснилось, до трудоустройства в организацию состоявший на государственной службе (менее 2-х лет назад). В связи с тем, что в его трудовой книжке отсутствовали полное наименование работодателя и занимаемая должность, организация не выполнила обязательства, предусмотренные частью 4 ст. 12 Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно не уведомила о заключении трудового договора представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы. Должность сотрудника входит в установленный перечень государственных служащих.
В функции работника, состоявшего на государственной службе, не входили функции надзора, контроля либо управления деятельностью организации (нового работодателя). Поскольку ограничения, налагаемые законом на государственного служащего при заключении им трудового договора, связаны с выполнением им в силу должностных (служебных) обязанностей отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которую он трудоустраивается (буквальное толкование части 1 ст. 12 Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"), организация считает, что действие указанной статьи не распространяется на данный случай.
Была ли обязана организация уведомить нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы в установленном порядке о приеме на работу бывшего государственного служащего?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан был уведомить представителя нанимателя о приеме на работу бывшего государственного служащего вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления организацией - новым работодателем в должностные (служебные) обязанности по замещаемой работником ранее должности государственной службы.
Обоснование вывода:
Прием на работу граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, после их увольнения со службы имеет некоторые особенности, установленные ст. 64.1 ТК РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В силу части третьей ст. 64.1 ТК РФ, части четвертой ст. 12 Закона N 273-ФЗ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 (далее - Постановление N 700) работодатель обязан в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим направить представителю нанимателя (работодателю) этого лица по последнему месту его службы письмо, содержащее информацию о заключении трудового договора с бывшим служащим. Перечень сведений, указываемых в письме, приведен в п. 2 Постановления N 700. Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы) (п. 3 Постановления N 700).
При этом ни часть третья ст. 64.1 ТК РФ, ни часть четвертая 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, ни Постановление N 700, как следует из их буквального толкования, не ставят обязанность работодателя по уведомлению представителя нанимателя в зависимость от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления организацией - новым работодателем в должностные (служебные) обязанности по замещаемой работником ранее должности государственной службы (в отличие, например, от предусмотренной частью первой ст. 64.1 ТК РФ, частью первой ст. 12 Закона N 273-ФЗ обязанности бывшего служащего получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение должности у нового работодателя).
Невыполнение работодателем обязанности по сообщению о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.29 КоАП РФ). В этой связи смотрите, к примеру, постановление Верховного Суда РТ от 18.04.2012 N 7а-321м, постановление Архангельского областного суда от 08.06.2012 N 4а-278, постановление Президиума Самарского областного суда от 17.06.2011 N 04а-270/2011.
К сведению:
В силу части второй ст. 64.1 ТК РФ и части второй ст. 12 Закона N 273-ФЗ бывший государственный служащий, заключая трудовой договор, обязан сообщить работодателю о последнем месте службы. Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 05.10.2012 "Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ..." обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в утвержденный руководителем федерального государственного органа перечень должностей федеральной государственной службы, должна быть выполнена бывшим госслужащим независимо от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой им ранее должности государственной службы. Невыполнение этой обязанности согласно части третьей ст. 12 Закона N 273-ФЗ влечет за собой прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному абзацем пятым части первой ст. 84 ТК РФ.
Полагаем, что в случае если из трудовой книжки работника, предъявленной при трудоустройстве, невозможно было установить то, что он замещал должность государственной или муниципальной службы, поименованную в соответствующем перечне, и что он трудоустраивается в течение двух лет после своего увольнения с государственной или муниципальной службы, а работник в нарушение части второй ст. 64.1 ТК РФ и части второй ст. 12 Закона N 273-ФЗ не сообщил работодателю об этом, то обязанность работодателя по сообщению о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возникает с того момента, когда он узнал или должен был узнать о выше названных фактах. До этого момента, на наш взгляд, вина работодателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует. Привлечение его к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, по нашему мнению, допустимо лишь по истечении 10-дневного срока (установленного законом для исполнения соответствующей обязанности) с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что работник замещал должность государственной или муниципальной службы, поименованную в соответствующем перечне, и что он трудоустраивается в течение двух лет после своего увольнения с государственной или муниципальной службы. Однако установить наличие или отсутствие вины работодателя в каждом конкретном случае может только суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, при оценке обстоятельств дела в их совокупности по представленным ему доказательствам (смотрите, к примеру, постановление Хабаровского краевого суда от 05.09.2012 N 4-А-596/2012).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
14 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)