31 мая 2011 11:07
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Стоит задача обелить расходы по использованию личного АТ сотрудниками, и компенсировать им при этом затраты

Варианты:
1. Допсоглашение к ТД, положение об использовании личного ТС нарисовать, и радоваться...
Вопросы-надо ли оформлять путевки и проводить сотрудникам медосмотры, учитывая что они не водители по штатке? (например манагер катается по заказчикам-покупателям)
Кто несет ответственность в случае ДТП? Ответственность за причинение вреда сотрудником третьему литцу и отв-ть за причинение вреда личному ТС сотрудника (например ТС виновника не застраховано)

2. Договор (ГПД) об аренде автотранспорта с экипажем...
Можно ли заключать в данных условиях, если можно доказать (в случае конфликта) что сотрудник ездит по работе на личном ТС?
Опять же-кто несет ответственность за причинение вреда сотрудником и сотруднику (машине) и как тут будет с НС?


Проект закрыт
31 мая 2011 11:16
IP/Host: 89.250.147.--- Дата регистрации: 03.06.2010 Сообщений: 8 211
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
На тебе:grinning:Сами посчитайте, что вам выгоднее:grinning:

КОММЕНТАРИЙ
К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.12.2010 N 03-03-06/1/812
<НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ>

При использовании личного транспорта работников для выполнения ими трудовых обязанностей работодатель может либо выплачивать работникам компенсацию за использование личного автотранспорта работника, либо заключить с работником договор аренды транспортного средства. При этом если у работодателя имеются в собственности транспортные средства, то этот факт не исключает целесообразности и обоснованности аренды еще одного или нескольких транспортных средств (Постановление ФАС Уральского округа от 05.08.2010 N Ф09-6084/10-С3).

Выплата компенсации за использование личного транспорта
в служебных целях

При выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее - Постановление N 92) установлены нормы расходов организаций, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
- легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц;
- свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц;
- мотоциклы - 600 руб. в месяц.
Отметим, что предприятия и организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок по следующим предельным нормам:
- ЗАЗ - 3392 руб. в месяц;
- ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) - 4725 руб. в месяц;
- АЗЛК, ИЖ - 5067 руб. в месяц;
- АЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 - 5799 руб. в месяц.
Предприятия и организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут применять указанные нормы с повышением до 10 процентов в зависимости от конкретных условий эксплуатации легковых автомобилей (Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 N 414).
При выплате компенсаций следует руководствоваться следующими требованиями:
- компенсация выплачивается работникам предприятий, организаций и учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями;
- компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в тех размерах, к какому классу автомобилей по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль;
- основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации или учреждения, в котором указаны размеры компенсации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт);
- для получения компенсации работники, использующие личный транспорт для служебных поездок, представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, или организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах;
- компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней;
- за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.
На основании пп. 4 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ расходы в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей признаются для целей налогообложения прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) организации (Письмо Минфина России от 26.05.2009 N 03-03-07/13).
В размерах компенсации, установленных Постановлением N 92, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов.
Договор аренды имущества предусматривает уплату арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
При заключении договора аренды транспортного средства с работником организации компенсация, предусмотренная указанным Постановлением, не выплачивается.

Спорный момент

В комментируемом Письме финансисты разъяснили налогоплательщику по вопросу порядка учета для целей налогообложения сумм компенсационных выплат работникам за использование личного транспорта в служебных целях, если работник управляет транспортом по доверенности, следующее. Компенсационные выплаты за использование личного транспорта в служебных целях работникам, управляющим данными автомобилями по доверенности, можно учесть в составе прочих расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли на основании положений пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Очевидно, что фискалы при принятии такого решения руководствуются тем, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим, и, учитывая нормы ст. 188 Трудового кодекса РФ, они позволяют учитывать суммы компенсации, начисленные работникам за использование ими личного грузового транспорта, для выполнения служебного задания, для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что они отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ, то есть документально подтверждены и направлены на осуществление предпринимательской деятельности.
К тому же аналогичного мнения относительно учета сумм компенсаций в целях налогообложения прибыли работникам, управляющим служебным транспортом по доверенности, придерживались и налоговые органы. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок на основании доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в таком же порядке (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776).
Однако, делают оговорку финансисты в Письме Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150, учитывая то, что в ст. 188 Трудового кодекса РФ речь идет о сумме компенсации за использование личного имущества работника, то и для целей налогообложения прибыли транспортное средство должно принадлежать работнику на праве собственности.

Аренда транспортных средств

Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются заключенным в установленном порядке между работником и работодателем договором аренды транспортного средства.
Затраты работодателя, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с работником фирмы, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание, а также затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы являются обоснованными и документально подтвержденными, а также осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649).
Различают два вида договора аренды транспортных средств:
- договор аренды транспортного средства без экипажа, по которому арендодатель (работник) предоставляет арендатору (работодателю) транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). В данном случае арендатор (работодатель) в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, он также несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
Еще один немаловажный факт это то, что арендная плата, установленная договором аренды транспортного средства без экипажа, заключенным между работодателем и работником организации, и выплачиваемая работнику, не является объектом обложения страховыми взносами согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Поскольку согласно указанной норме не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
К договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), относятся договоры аренды имущества;
- договор аренды транспортного средства с экипажем, по которому арендодатель (работник) предоставляет арендатору (работодателю) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Согласно данному виду договора аренды транспортного средства арендодатель (работник) в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Также на арендодателя (работника) возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией (ст. 637 ГК РФ).
Помимо этого арендатор (работодатель) несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Отличия договоров аренды транспортного средства с экипажем от договора аренды транспортного средства без экипажа, а также отличия по налоговым последствиям по учету для целей налогообложения сумм компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и арендной платы по каждому из них мы отразили для большей наглядности в таблице (см. в конце комментария).

Таблица

-----------------------T----------------T----------------------------------
Основания &brvbar; Компенсационные&brvbar;Вид договора аренды транспортного
&brvbar; выплаты &brvbar; средства
&brvbar;за использование+----------------T-----------------
&brvbar; личного &brvbar; С экипажем &brvbar; Без экипажа
&brvbar; транспорта в &brvbar; &brvbar;
&brvbar; служебных целях&brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
1) обязанность в &brvbar; - &brvbar;арендодатель &brvbar;арендатор
течение всего срока &brvbar; &brvbar;(работник) &brvbar;(работодатель)
договора аренды &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортного средства&brvbar; &brvbar; &brvbar;
поддерживать &brvbar; &brvbar; &brvbar;
надлежащее состояние &brvbar; &brvbar; &brvbar;
сданного в аренду &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортного &brvbar; &brvbar; &brvbar;
средства, включая &brvbar; &brvbar; &brvbar;
осуществление текущего&brvbar; &brvbar; &brvbar;
и капитального ремонта&brvbar; &brvbar; &brvbar;
и предоставление &brvbar; &brvbar; &brvbar;
необходимых &brvbar; &brvbar; &brvbar;
принадлежностей &brvbar; &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
2) осуществление &brvbar; - &brvbar;арендатор &brvbar;арендатор
расходов, возникающих &brvbar; &brvbar;(работодатель) &brvbar;(работодатель)
в связи с коммерческой&brvbar; &brvbar; &brvbar;
эксплуатацией &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортного &brvbar; &brvbar; &brvbar;
средства, в том числе &brvbar; &brvbar; &brvbar;
расходов на оплату &brvbar; &brvbar; &brvbar;
топлива и других &brvbar; &brvbar; &brvbar;
расходуемых в процессе&brvbar; &brvbar; &brvbar;
эксплуатации &brvbar; &brvbar; &brvbar;
материалов и на уплату&brvbar; &brvbar; &brvbar;
сборов &brvbar; &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
3)обязанность &brvbar; - &brvbar;арендодатель &brvbar;арендатор
страховать &brvbar; &brvbar;(работник) &brvbar;(работодатель)
транспортное средство &brvbar; &brvbar; &brvbar;
и (или) страховать &brvbar; &brvbar; &brvbar;
ответственность за &brvbar; &brvbar; &brvbar;
ущерб, который может &brvbar; &brvbar; &brvbar;
быть причинен им или в&brvbar; &brvbar; &brvbar;
связи с его &brvbar; &brvbar; &brvbar;
эксплуатацией &brvbar; &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
4) обязанность &brvbar; - &brvbar;арендатор &brvbar;арендатор
возмещения в случае &brvbar; &brvbar;(работодатель) &brvbar;(работодатель)
гибели или повреждения&brvbar; &brvbar; &brvbar;
арендованного &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортного средства&brvbar; &brvbar; &brvbar;
причиненных убытков, &brvbar; &brvbar; &brvbar;
если гибель или &brvbar; &brvbar; &brvbar;
повреждение &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортного средства&brvbar; &brvbar; &brvbar;
произошли по &brvbar; &brvbar; &brvbar;
обстоятельствам, за &brvbar; &brvbar; &brvbar;
которые арендатор &brvbar; &brvbar; &brvbar;
отвечает в &brvbar; &brvbar; &brvbar;
соответствии с законом&brvbar; &brvbar; &brvbar;
или договором аренды &brvbar; &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
5) ответственность за &brvbar; - &brvbar;арендодатель &brvbar;арендатор
вред, причиненный &brvbar; &brvbar;(работник) &brvbar;(работодатель)
третьим лицам &brvbar; &brvbar; &brvbar;
арендованным &brvbar; &brvbar; &brvbar;
транспортным &brvbar; &brvbar; &brvbar;
средством, его &brvbar; &brvbar; &brvbar;
механизмами, &brvbar; &brvbar; &brvbar;
устройствами, &brvbar; &brvbar; &brvbar;
оборудованием &brvbar; &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
1) уменьшение &brvbar;уменьшают &brvbar;расходы в виде &brvbar;расходы в виде
налогооблагаемой &brvbar;налогооблагаемую&brvbar;арендной платы &brvbar;арендной платы
прибыли на сумму &brvbar;прибыль в &brvbar;уменьшают &brvbar;уменьшают
расходов &brvbar;пределах &brvbar;налогооблагаемую&brvbar;налогооблагаемую
&brvbar;установленных &brvbar;прибыль &brvbar;прибыль
&brvbar;норм; суммы, &brvbar; &brvbar;
&brvbar;выплаченные &brvbar; &brvbar;
&brvbar;сверх норм, не &brvbar; &brvbar;
&brvbar;уменьшают &brvbar; &brvbar;
&brvbar;налогооблагаемую&brvbar; &brvbar;
&brvbar;прибыль &brvbar; &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
2) затраты на &brvbar;не уменьшают &brvbar;уменьшают в &brvbar;уменьшают
содержание транспорта,&brvbar; &brvbar;размере &brvbar;
приобретение ГСМ &brvbar; &brvbar;фактически &brvbar;
&brvbar; &brvbar;произведенных &brvbar;
&brvbar; &brvbar;затрат &brvbar;
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
3) налогообложение &brvbar;освобождаются от&brvbar;доходы &brvbar;доходы
НДФЛ &brvbar;налогообложения &brvbar;работника, &brvbar;работника,
&brvbar; &brvbar;полученные от &brvbar;полученные от
&brvbar; &brvbar;сдачи в аренду &brvbar;сдачи в аренду
&brvbar; &brvbar;имущества, &brvbar;имущества,
&brvbar; &brvbar;подлежат &brvbar;подлежат
&brvbar; &brvbar;обложению НДФЛ &brvbar;обложению НДФЛ
&brvbar; &brvbar;на общих &brvbar;на общих
&brvbar; &brvbar;основаниях, при &brvbar;основаниях, при
&brvbar; &brvbar;этом исчисление &brvbar;этом исчисление
&brvbar; &brvbar;и уплату налога &brvbar;и уплату налога
&brvbar; &brvbar;в данном случае &brvbar;в данном случае
&brvbar; &brvbar;производит &brvbar;производит
&brvbar; &brvbar;налоговый агент &brvbar;налоговый агент
-----------------------+----------------+----------------+-----------------
4) обложение &brvbar;освобождаются от&brvbar;подлежат &brvbar;освобождаются от
страховыми взносами &brvbar;обложения &brvbar;обложению &brvbar;обложения
&brvbar;страховыми &brvbar;страховыми &brvbar;страховыми
&brvbar;взносами &brvbar;взносами &brvbar;взносами
-----------------------+----------------+----------------+-----------------

Подтверждение расходов на приобретение ГСМ

Итак, расходы на содержание служебного автотранспорта при условии их обоснованности и документального подтверждения, а также при условии, что они произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Основным документом, на основании которого определяется расход и списание горюче-смазочных материалов, является путевой лист, типовая форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Если приобретение ГСМ осуществляется посредством топливных карт, то при признании для целей исчисления налога на прибыль расходов на приобретение ГСМ следует учитывать следующее.
Порядок расчетов с поставщиками ГСМ по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов).
Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное горючее, а также отчет (или реестр) операций по картам. В последнем документе указывается, когда и сколько топлива приобретено (данные с заправок).
При этом затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей.
Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист. Поэтому учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение топливной карты в момент ее приобретения либо заправки топлива в бак автомобиля на основании счета-фактуры, акта приема-передачи на проданное горючее, а также реестра операций по картам является неправомерным (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).
При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик может учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.

НДФЛ и компенсация за использование личного транспорта

Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
При этом от налогообложения НДФЛ освобождаются компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК РФ).
В отношении компенсации за использование личного транспорта работников в интересах работодателя каких-либо норм гл. 23 "НДФЛ" Налогового кодекса РФ не предусматривает, поэтому для целей налогообложения НДФЛ следует обратиться к положениям ст. 188 Трудового кодекса РФ. Исходя из этого, следует, что освобождаются от налогообложения НДФЛ, в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, суммы компенсационных выплат в виде возмещения расходов, в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя в соответствии с соглашением сторон трудового договора. При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов (Письмо ФНС России от 27.01.2010 N МН-17-3/15@, Письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-06/6-47, от 20.05.2010 N 03-04-06/6-98).
Также освобождаются от обложения страховыми взносами суммы компенсации, выплачиваемые сотруднику организации за использование (износ) личного автомобиля, сотового телефона, а также суммы возмещения расходов, связанных с их использованием, на основании абз. "и" пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При чем только в том случае, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей сотрудника организации (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели поездок и ведения разговоров по сотовому телефону).
При этом при расчете суммы компенсации целесообразно учитывать степень износа используемого личного имущества работника, а также срок его полезного использования, который может быть определен на основании технической документации на это имущество.
Следовательно, сумма компенсации и возмещения расходов, выплачиваемая работнику за использование личного транспорта и сотового телефона в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее работником, в соответствии со ст. 188 ТК РФ (Письма Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 550-19 <*>, от 26.05.2010 N 1343-19 <**>).
--------------------------------
<*> Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА", 2010, N 9.
<**> Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА", 2010, N 15, с. 38 - 40.

НДФЛ в отношении сумм компенсаций за использование личного
транспорта в служебных целях, выплаченных сверх норм

Удерживается ли НДФЛ с сумм компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях, выплачиваемых работодателем работнику в размере, установленном в трудовом договоре или в локальном нормативном акте организации, если данный размер превышает нормы, установленные Постановлением N 92, то есть 1200 руб. в месяц (1500 руб. в месяц)?
Отвечая на этот вопрос, финансисты сослались на нормы п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, согласно которым освобождению от налогообложения НДФЛ подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора. Фактически финансисты настаивают на том, что не подлежат обложению НДФЛ суммы компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях, выплаченные сверх норм, установленных Постановлением N 92, в пределах лимитов, установленных в трудовом договоре. Главное, чтобы при этом были документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций, и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов (Письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-06/6-47, от 23.12.2009 N 03-04-07-01/387).
Аналогичную позицию занял ВАС РФ в отношении вывода налогового органа о том, что если выплаченные налогоплательщиком работникам суммы в качестве компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей превышают нормы расходов на выплату таких компенсаций, установленные Постановлением N 92, то такие выплаты, осуществленные организацией в пользу работников на указанные цели сверх установленных Постановлением предельных норм, являются доходом физических лиц.
Как правило, и налоговые органы, и судебные инстанции при вынесении такого решения ссылаются на то, что нормы компенсационных выплат должны быть установлены актами законодательства, а не соглашением работников с работодателем. Так как специальные нормы для целей применения п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ законодательно не установлены, при определении размера компенсационных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, подлежат применению нормы, предусмотренные Постановлением N 92.
В данном случае выплата компенсаций осуществлялась налогоплательщиком на основании трудовых договоров, заявлений работников и свидетельств о регистрации транспортных средств установленного образца, приказов генерального директора, расчетов компенсаций.
Расчеты (калькуляции) компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях свидетельствуют о том, что их размер определялся применительно к каждому работнику исходя из марки и цены топлива за литр, расхода топлива на 100 километров, количества рабочих дней в месяц, пробега автомобиля.
Так, суд мотивирует свое решение тем, что в целях применения п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.
Предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, предусмотренные Постановлением N 92, установлены в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в целях формирования расходов налогоплательщиков-организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категории налогоплательщиков - физических лиц (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06).

Е.М.Юдахина
Эксперт "НА"
Подписано в печать
28.01.2011


Я не собираюсь вам ничего доказывать. Общение с людьми, отрицающими объективную действительность, не входит в список моих добродетелей. Для этого есть психиатры.
31 мая 2011 11:19
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Букв много.
Мы заключали договор аренды, ставили небольшую арендную плату и полностью компенсировали расходы на ГСМ и ремонт. А сотрудникам на каждую служебную поездку выписывали путевой лист.
31 мая 2011 11:22
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
наташ, по налогам-учетам-расходам бухгалтерия будет предоставлять заключение, меня больше интересует компенсация за ДТП, НС, и проч.

у шефа встал вопрос потому что инженер по ТБ сказала что все равно при ДС к ТД мы несем ответ-ть не только за НС, но и за имущество работника-машину


Проект закрыт
31 мая 2011 11:22
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Ром, а медосмтр? при арнеде ТС


Проект закрыт
31 мая 2011 11:26
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Да, и медосмотр.
А по поводу ответственности работодателя за имущество работника - вина работодателя будет определяться на общих основаниях.
31 мая 2011 11:29
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
А если ТС использовать не по аренде, а по допсоглашению к ТД, надо ли медосмотры проводить?


Проект закрыт
31 мая 2011 11:35
IP/Host: 195.68.173.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
если ТС использовать не по аренде, а по допсоглашению к ТД, надо ли медосмотры проводить?
надо.

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Сотрудник-водитель использует свой личный транспорт в служебных целях.
Можно ли не оформлять путевой лист? Как быть с отметкой медицинского работника, если путевой лист обязателен (в штате организации должность медицинского работника не предусмотрена)? Можно ли организации самостоятельно разработать удобную для неё форму путевого листа?

Трудовое законодательство позволяет использовать имущество работников в служебных целях. Так, ст. 188 ТК РФ установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Под компенсацией, как следует из ст. 164 ТК РФ, понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Таким образом, работодатель обязан выплачивать работнику, использующему личный автомобиль в служебных целях, компенсацию за использование, износ (амортизацию) автомобиля, а также возмещать расходы, связанные с его использованием.
Размер возмещения за использование в интересах работодателя личного имущества работника не ограничен какой-либо суммой и определяется соглашением сторон трудового договора (в зависимости от интенсивности использования автомобиля), составленным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).
Положениями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер (смотрите также письмо Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 "О путевых листах").
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152). Приказ применяется, в том числе, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили.
В соответствии с указаниями по применению и заполнению этой формы она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Кроме того, путевой лист является документом, подтверждающим произведенные при использовании автомашины расходы на ГСМ.
Минфин России неоднократно указывал на то, что организации, не являющиеся автотранспортными предприятиями, вправе разрабатывать и использовать собственные формы документов, подтверждающие расходы на ГСМ (смотрите, например, письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 г. N 20-12/100253).
Итак, в целях бухгалтерского и налогового учета путевые листы служат, в частности, основанием для подтверждения расходов, связанных с использованием автотранспортных средств. Кроме того, необходимость оформления путевых листов возникает в случае использования транспортного средства для оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Эта обязанность возникает у организаций и предпринимателей и в том случае, если эксплуатируемые ими транспортные средства принадлежат другим лицам.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, эксплуатирующих транспортные средства, либо при отсутствии медицинского работника в этой организации - медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организацией и учреждением здравоохранения (п. 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555), п. 1.2 Типового Положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Методическим рекомендациям по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002, смотрите также письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32)).
Медицинский персонал, проводящий предрейсовые медицинские осмотры (как медицинские работники медицинского учреждения, так и самой организации), должен иметь соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию (часть первая ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I, пп. 96 п. 1 ст. 17 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Введение к Методическим рекомендациям, п. 1.4 Типового Положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств).
Предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочей смены водителей. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.
Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в специальный журнал, рекомендованная форма которого приведена в п. 5 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. После осмотра при отсутствии препятствующих этому оснований в путевых листах водителей ставится штамп - "допущен к рейсу" и подпись медицинского работника (п. 4 указанной Инструкции). Наличие в путевом листе штампа о допуске водителя к рейсу подтверждает исполнение организацией-работодателем предусмотренного законом требования о обязательном проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей. Отсутствие такой отметки в путевом листе, равно как и отсутствие самого путевого листа, оформленного надлежащим образом, может свидетельствовать о невыполнении обязанностей по организации предрейсового медицинского осмотра водителей, что влечет за собой применение к работодателям и их должностным лицам мер административной или уголовной ответственности.
Поскольку проведение предрейсовых осмотров водителей относится к мероприятиям по охране труда, невыполнение этих мероприятий является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите также ст. 143 УК РФ, ст. 12.32 КоАП РФ).
Таким образом, организации, использующей легковой автомобиль, целесообразно оформлять путевые листы вне зависимости от того, кому принадлежит эксплуатируемое транспортное средство. При этом организация может применять либо унифицированную форму N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", либо разработанную самостоятельно форму, содержащую все необходимые реквизиты.
31 мая 2011 12:20
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
ога....итак, с медосмотрами разобрались, проводятся в любом случае, хоть при аренде, хоть при отношениях в рамках ТД

вопрос путевок при аренде ТС....в инете в паре случаев нашел что не обязательно делать путевку, ведь тут просто аренда...так что как то сомнения меня гложут насчет обязательности путевки...Если мы например тупо платим ему не за количество выездов, а фиксированную сумму на ГСМ и износ в месяц, то разве нужны путевки?
будет он предоставлять ежемесячно чеки с заправок в подтверждение да и все...нет?


Проект закрыт
31 мая 2011 12:24
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
А как вы будете рассчитывать ГСМ? Мы плюс ко всему нормы расхода топлива устанавливали и по путевым и компенсировали, при наличии чеков. Кроме того, путевой лист предполагает, что работник работает. Если он будет ездить без путевого листа, то как понять, на работе он или в отгуле/прогуле? Да и штампик медосмотра ставится в путевой лист.
31 мая 2011 12:29
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Так а если мы у него арендуем ТС ....то мы фиксированную сумму указали в договоре аренды да и все...
как когда арендуем у постороннего человека.
А что работает...ну мы не будем к нему претензий предьявлять, мы ж знаем что он работает:smiling:

Думаешь нельзя обойтись без путевок при аренде?

Вообще хотелось бы уйти и от медосмотров...никак нельзя при аренде это сделать?
А тож каждый день на кучу людей рисовать путевки, да еще и медосмотры


Проект закрыт
31 мая 2011 12:32
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Фиксированную суммы вы можете указать только арендной платы, а возмещение расходов на ГСМ - если только по чекам, налоговая будет придираться, а вы будете ей доказывать, что человек работу работал, а не на дачу ездил.
Медосмотры - обязательно.
31 мая 2011 12:39
IP/Host: 89.250.147.--- Дата регистрации: 03.06.2010 Сообщений: 8 211
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
и путевые листы-обязательно...
и в договоре-собссно арендную плату определить, и плату за управление автомобилем, ибо последняя пойдет под налоги зарплатные...


Я не собираюсь вам ничего доказывать. Общение с людьми, отрицающими объективную действительность, не входит в список моих добродетелей. Для этого есть психиатры.
31 мая 2011 13:29
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
спасибки


Проект закрыт
1 июня 2011 02:20
IP/Host: 95.167.142.--- Дата регистрации: 23.11.2010 Сообщений: 1 214
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
а вам не легче ему компенсировать расходы на банзин и никаких медосмотров и ответственности за ДТП, ведь в случае ДТП он был на своей машине, а то что по работе ехал еще н.б. доказать))
1 июня 2011 06:50
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Оль, каким образом компенсироват?
мы хотим это делать в белую

Блин, я мож туплю, но я все равно не могу до конца врубиться, зачем путевой лист работнику, который не является водителем по специальности...

учет того что он работает? так он даже если на автобусе поедет, то его в офисе не будет, он работает...

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие 
деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств
лично я в первую очередь это понимаю не как любую эксплуатацию, а как профильное направление деятельности...:confused:


Проект закрыт
1 июня 2011 08:16
IP/Host: 195.68.173.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
лично я в первую очередь это понимаю не как любую эксплуатацию, а как профильное направление деятельности.
а госорганы наоборот понимают, увы...
1 июня 2011 08:48
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Народ, возникает еще вопрос:
Заклбчаем ДА с экипажем....
Едет манагер в командировку на своем авто
Если происходит ДТП, то какие отношения применяются-трудовые как с манагером, или ГПД по ДА с экипажем?
Будет ли работодатель возмещать за него вред или нет?


Проект закрыт
1 июня 2011 08:54
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Насколько я понял 640 ГК, то ответственность за вред, причиненный ТС третьим лицам, несет арендодатель...то есть тут трудовые отношения никак не притянешь, правильно...?


Проект закрыт
1 июня 2011 09:23
IP/Host: 195.68.173.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
то ответственность за вред, причиненный ТС третьим лицам, несет арендодатель...то есть тут трудовые отношения никак не притянешь, правильно...?
зависит от ума вашего манагера.
если он в суде заявит "я ехал в командировку выполнять задание руководства, а что подписал договор аренды с экипажем - так в законах не разбираюсь, думал, что так всегда использование машины в служебных целях оформляется" - суд с удовольствием переквалифицирует с ГП- на трудовые отношения, и работодатель ответит по полной.
если сотруднику ума не хватит - будет сам отвечать.
1 июня 2011 09:35
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
зависит от ума вашего манагера.
если он в суде заявит "я ехал в командировку выполнять задание руководства, а что подписал договор аренды с экипажем - так в законах не разбираюсь, думал, что так всегда использование машины в служебных целях оформляется" - суд с удовольствием переквалифицирует с ГП- на трудовые отношения, и работодатель ответит по полной.
если сотруднику ума не хватит - будет сам отвечать.


Ага. Да без разницы, как автомобиль, главное, что есть трудовые отношения и сама командировка оформлена. То есть сотрудник по заданию работодателя при исполнении своих должностных обязанностей причиняет кому-то ущерб. Отвечает перед третьими лицами работодатель. Далее работодатель имеет претензии к работнику.
1 июня 2011 09:46
IP/Host: 95.167.142.--- Дата регистрации: 23.11.2010 Сообщений: 1 214
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
наши дают бабки на бензин, он их получает по ордеру расходному, на то-то на то-то, потом лепит чеки с заправки с авансовым, а ваша схема какая-то не понятная, ГПД ну и что вам это надо? а если работник уволится че делать с ГПД? а если путевые выдавать, то можно, мол направляется туда на лично авто, а он потом тот же авансовый сдает
1 июня 2011 09:56
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Оль, а как перед наложкой отчитываетесь? зачем ему на личный транспорт даете денежку?


перерыл все что можно, не нашел ничего в подтверждение ваших слов что работодатель будет нести ответственность
Ведь работник тут едет на машине как арендодатель, выполняющий функции экипажа...поэтому применяется 640 ГК. Он ведь во время пути ехал по ГПД, а не по ТК, он не выполнял еще трудовые функции..


Проект закрыт
1 июня 2011 10:15
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
При аренде т/с с экипажем арендатор осуществляет коммерческую и техническую эксплуатацию. Экипаж - работник арендатора. Коммерчески эксплуатируя т/с, арендатор послал т/с и экипаж выполнять задание.
В 640 что про вред третьим лицам сказано?
1 июня 2011 10:16
IP/Host: 195.68.173.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Он ведь во время пути ехал по ГПД, а не по ТК, он не выполнял еще трудовые функции..
исчо как выполнял.
иначе бы у нас дни пути в/из командировки не оплачивались бы по среднему заработку (а если праздник-выходной - так и вообще по двойной зарплате), и несчастным случаем на производстве случаи в таком пути не признавались.
Ваш подход - формальный. суд так не подойдет, особенно если сотрудник грамотно напомнит о состоянии в трудовых отношениях.
1 июня 2011 10:36
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Ань, ни одного решения суда по данному поводу не нашел :smiling:

Ром, аредатор послал экипаж в силу ГПД, а не ТД, разве нет?


Проект закрыт
1 июня 2011 10:38
IP/Host: 95.106.71.--- Дата регистрации: 01.09.2008 Сообщений: 19 495
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
Ст. 1068 ГК в помощь. Абзац 2 пункта 1
1 июня 2011 10:49
IP/Host: 85.26.164.--- Дата регистрации: 16.02.2010 Сообщений: 1 498
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
мы компенсируем согласно постановлению Прав-ва &#8470; 92 от 08.02.2002г. без оформления путевых листов, договоров и т.п.
1 июня 2011 10:56
IP/Host: 95.167.142.--- Дата регистрации: 23.11.2010 Сообщений: 1 214
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
тебя расходы интересуют?
к расходам эти суммы относятся ст. 264 НК и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92
а нормы определяют по Минтрансу
а вобще легче издать приказ что в таких случаях столько-то компенсируется и все
1 июня 2011 11:09
IP/Host: 94.25.12.--- Дата регистрации: 30.07.2009 Сообщений: 15 047
Re: Использование личного ТС сотрудником. Хелпните плиз
это в пределах норм по Постановлению, а если мы хотимм свыше, то оно не рулит, так ведь


Проект закрыт
1 из 3
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти