6 сентября 2013 12:11
IP/Host: 80.253.6.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Анонимный пользователь Пишет:
-------------------------------------------------------
> Подскажите пожалуйста. Дочь получала песию по
> потере кормильца до 18 лет (до 01 июля 2013года).

18 ей исполнилось? а получала до 1 июля по справке из школы, что обучалась по очной форме?

> Поступила в университет, дали справку об очном
> обучении с 01 сентября 2013. В местном отделении
> ПФР сказали что и пенсию будут платить с сентября.
> Правомочно ли это? Ведь и в июле и в августе за
> дочерью сохранялся статус ребенка потерявшего 1
> кормильца.

если ответ на предыдущие вопросы "да", то все правильно
18 лет исполнилось, школу закончила, выплаты прекратились. поступила, зачислили в институт на очную форму обучения с 1 сентября, 23 лет еще нет - выплаты возобновили

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
14 сентября 2013 21:50
саня!!!!!!!!!!
IP/Host: 217.212.231.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
получаю пенсию по потере кормильца учусь очно но на учебу не хожу что мне будет за это
14 сентября 2013 22:16
тетя мотя
IP/Host: 188.255.22.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Ничего не будет: - ни коня, - ни новой шашки..:sm3:
17 сентября 2013 16:53
Марина Шишкова
IP/Host: 83.139.147.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте! Мне 21 год, я закончила обучение в вузе как бакалавр и поступила в этот же вуз на магистратуру очно. Летом мне выплачивалась стипендия вузом, так как считалось, что у меня последипломный отпуск. Тем не менее трудовую пенсию мне перестали выплачивать еще в июне, правомерно ли это?
P.S. В справке из вуза сказано, что "Отчисление из числа студентов 31 августа (с учетом последипломного отпуска)"
20 сентября 2013 18:21
Малая
IP/Host: 178.45.79.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Доброго времени суток, у меня такой вопрос: я вдова, получала пенсию по потере кормильца на себя и сына, в сентябре сын достиг 14-летнего возраста, и по этой причине выплаты по уходу за ребенком на меня прекратили, суть в следующем-за сентябрь заплатили часть пенсии (так как день рождение 15 сентября) мотивируют в пенсионном отделе что вам посчитали за пятнадцать дней, это возможно? Потому что из Ф.З я поняла что выплаты прекращают с первого числа следующего за тем месяцем, в котором произошло это изменение. Помогите разобраться
25 сентября 2013 14:02
IP/Host: 31.129.58.--- Дата регистрации: 25.09.2013 Сообщений: 2
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Господа и дамы, такой вопрос.
Я получаю пенсию по потере кормильца, сразу после школы меня призвали в армию (пенсию за этот период не платили), после армии поступил на вуз на очную форму обучения и пенсию снова начали платить. Мне сказали что пенсию прекратят платить 13.06.2014, когда мне исполнится 23 года. Но тогда я закончу только 4ый курс, и на 5ом курсе мне платить не будут. Могу ли я потребовать продления пенсионных выплат до окончания университета, по причине того что мне не выплачивали пенсию, когда я был в армии, и из-за этой же армии я не могу закончить университет до 23 летнего возраста?
25 сентября 2013 14:55
IP/Host: 80.253.5.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
WallOuT Пишет:
-------------------------------------------------------
> Господа и дамы, такой вопрос.
> Я получаю пенсию по потере кормильца, сразу после
> школы меня призвали в армию (пенсию за этот период
> не платили), после армии поступил на вуз на очную
> форму обучения и пенсию снова начали платить. Мне
> сказали что пенсию прекратят платить 13.06.2014,
> когда мне исполнится 23 года. Но тогда я закончу
> только 4ый курс, и на 5ом курсе мне платить не
> будут. Могу ли я потребовать продления пенсионных
> выплат до окончания университета, по причине того
> что мне не выплачивали пенсию, когда я был в
> армии, и из-за этой же армии я не могу закончить
> университет до 23 летнего возраста?

к сожалению, нет. сроки выплат не продлят

обратитесь в свой вуз за информацией о выплатах из стипендиального фонда
что предусмотрено для вашего случая


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
26 сентября 2013 01:10
IP/Host: 31.129.58.--- Дата регистрации: 25.09.2013 Сообщений: 2
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Спасибо за ответ. А тот факт, что я учусь на платном отделении и не получаю стипендию? или это не имеет значение?
26 сентября 2013 10:19
IP/Host: 80.253.6.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
не имеет
после 23 лет пенсию по потере кормильца получают только те, кто стал инвалидом до достижения возраста 18 лет


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
30 сентября 2013 17:32
КАА
IP/Host: 95.37.172.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Доброе время суток! На момент смерти мужа, официально мы были разведены, но св. о разводе не получено, штампа в паспорте нет. Св. о браке изъято в суде при разводе (сохранилась копия св. о браке). Имею двух несовершенных детей, сама не работаю (стою в ЦЗН). На момент смерти проживали совместно, вели общее хозяйство. Что могут подтвердить соседи, все родственники. Могу ли я получать пенсию по потери кормильца на себя?
5 октября 2013 17:41
усман
IP/Host: 77.238.103.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте,у меня такой вопрос у меня умер муж 2005 году у нас с ним остался несовершено летний ребенок. на пенсию по потери кормильца я подала только 2013 году, должны ли мне выплатить пенсию с 2005 года или только с даты подачи заявления
11 октября 2013 22:55
MILA12
IP/Host: 93.100.76.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте!я получаю пенсию и стипендию как сирота!вышла замуж,будут ли мне продолжать выплачивать стипендию?
18 октября 2013 11:53
Людмила Андриянова
IP/Host: 109.187.65.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте, у меня такой вопрос: Мы живем в России в г. Белорецк. Мой сын учится в г. Киеве в Украинской Евангельской Теологической Семинарии ОЧНО. Сыну 18 лет. Я хотела возобновить право сына на получение пенсии по потере кормильца, предоставив в Пенсионный Фонд России г. Белорецка справку из Семинарии, о том, что он зачислен и учится по очной форме. Но с меня потребовали еще и направление на учебу, сказав, что без него пенсию не начислят, т.к. он за границей... Правомерно ли это? На вашем сайте я прочла, что это не касается тех, кто учится в государствах-бывших республиках СССР. Или это устаревшая информация?
Жду вашего ответа, с уважением, Людмила.
20 октября 2013 14:19
рыжкова елена
IP/Host: 217.66.159.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
моя дочь получала пенсию по потере кормильца до 23 лет до сих пор обучается очно в медколледже имеет на иждивении ребенка в возрасте 1г 5м не замужем в гражданском браке не состоит выплата пенсии прекращена по достижении ею 23 лет законно ли это
23 октября 2013 08:40
ожован мария
IP/Host: 176.196.174.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
здравствуйте я получала пенсию по потере кормильца во время учебы. в данный момент я уже 2 года не учусь. если я на следующий год поступлю на очное обучение я могу востановить пенсию?
23 октября 2013 10:11
IP/Host: 80.253.5.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
> Здравствуйте, у меня такой вопрос: Мы живем в
> России в г. Белорецк. Мой сын учится в г. Киеве в
> Украинской Евангельской Теологической Семинарии
> ОЧНО. Сыну 18 лет. Я хотела возобновить право сына
> на получение пенсии по потере кормильца,
> предоставив в Пенсионный Фонд России г. Белорецка
> справку из Семинарии, о том, что он зачислен и
> учится по очной форме. Но с меня потребовали еще и
> направление на учебу, сказав, что без него пенсию
> не начислят, т.к. он за границей... Правомерно ли
> это? На вашем сайте я прочла, что это не касается
> тех, кто учится в государствах-бывших республиках
> СССР. Или это устаревшая информация?
> Жду вашего ответа, с уважением, Людмила.

неправомерно. и неважно в каком государстве учится
читайте:

"Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П
"По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы"

Именем Российской Федерации


г. Санкт-Петербург

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего - судьи С.Д. Князева, судей Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
с участием постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации А.Н. Харитонова, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.С. Лаппы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявительницей законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Президента Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации - Е.А. Борисенко, от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Заявительница по настоящему делу гражданка Н.С. Лаппа оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым нетрудоспособными членами семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, признаются, в частности, дети умершего (погибшего) кормильца, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел) - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста;
пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", согласно которому обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, признаются его дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, а также дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
1.1. Военный комиссариат Мурманской области отказал Н.С. Лаппе - студентке очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия) в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту. Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в Октябрьский районный суд города Мурманска, решением которого от 7 августа 2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 октября 2008 года, в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.
Разрешая дело, суды общей юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением; если же такие лица обучаются в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, то по достижении 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии.
По мнению Н.С. Лаппы, положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в их взаимосвязи - по смыслу, придаваемому этим законоположениям правоприменительной практикой, - ограничивая для детей умершего (погибшего) кормильца, достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, право на получение пенсии по случаю потери кормильца по сравнению с совершеннолетними детьми умершего (погибшего) кормильца, которые обучаются в российских образовательных учреждениях либо направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39 (часть 1), 43 (часть 1) и 55.
1.2. Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Соответственно, подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и круг лиц, имеющих право на такую пенсию, на указанную категорию граждан, к числу которых относится и заявительница по настоящему делу, не распространяется и, следовательно, ее конституционные права не затрагивает.
Таким образом, жалоба Н.С. Лаппы в части, касающейся проверки конституционности подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не является допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а производство по настоящему делу в этой части в силу пункта 2 части первой статьи 43 и статьи 68 названного Федерального конституционного закона подлежит прекращению.
1.3. Положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" регулируют отношения в различных сферах - пенсионного обеспечения и образования соответственно, однако в правоприменительной практике они применяются в системном единстве и толкуются как не допускающие предоставление детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и приравненных к ним лиц, достигшим 18 лет и обучающимся в иностранных образовательных учреждениях без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Исходя из того что Конституционный Суд Российской Федерации в силу статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе гражданина, и только в отношении примененных в его деле законоположений, оценивая при этом как буквальный смысл этих законоположений, так и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - связывают право детей умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, на получение пенсии по случаю потери кормильца с направлением их на учебу на основании договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
3. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривая право членов семей умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц на получение пенсии по случаю потери кормильца, определяет круг лиц, имеющих право на эту пенсию, условия ее назначения, а также размеры и порядок выплаты.
Согласно статье 29 названного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Исходя из того что нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица пункт "а" части третьей данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Это в полной мере согласуется с положениями международно-правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подпунктом "h" пункта 1 статьи 1 Конвенции МОТ 1967 года N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Российской Федерацией не ратифицирована) термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.
Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, пункт "а" части третьей статьи 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (с отрывом от производства, т.е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т.д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т.е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение к числу нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, его совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности; при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения в очно-заочной (вечерней) и заочной формах - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 1071-О-О).
Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
3.1. Согласно статье 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В Российской Федерации одной из гарантий его реализации выступает предоставленное совершеннолетним гражданам Российской Федерации право выбора образовательного учреждения и формы получения образования (пункт 2 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.
Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).
Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.
3.2. В силу пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Названное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.
Пункт "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства.
Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
3.3. Создавая условия для реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на образование, государство вместе с тем устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации), которые определяют уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников (пункт 8 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Применительно к российским высшим учебным заведениям соответствие уровня образования и квалификации их выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, которое выдается по результатам аттестации. Наличие у высшего учебного заведения государственной аккредитации влечет за собой ряд правовых последствий, к числу которых федеральный законодатель относит предоставление учебному заведению права выдачи своим выпускникам документов государственного образца (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
На иностранные образовательные учреждения требования федеральных государственных образовательных стандартов не распространяются, однако выдаваемые ими документы об образовании могут признаваться в Российской Федерации на основании международно-правовых актов о признании иностранных квалификаций. В частности, согласно ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 4 мая 2000 года N 65-ФЗ) Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в городе Лиссабоне 11 апреля 1997 года), каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификацией, в отношении которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией в Стороне, в которой испрашивается признание (статья VI.1); при этом под признанием понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности (статья I). Что касается оценки иностранных образовательных учреждений с точки зрения соответствия реализуемых ими образовательных программ и уровня получаемого в них профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то на сегодняшний день правовой механизм такого рода оценки отсутствует.
Между тем конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.
Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.
3.4. Таким образом, положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.
4. Как следует из взаимосвязанных положений статей 6, 79 и 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", решение Конституционного Суда Российской Федерации, а значит, и изложенные в нем правовые позиции являются общеобязательными, а потому федеральный законодатель, внося изменения в правовое регулирование пенсионных отношений в части порядка и условий назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца членам семей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, не вправе осуществлять соответствующее регулирование без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 71, статьями 68, 72, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу - не препятствуют предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3. Правоприменительные решения, принятые в отношении гражданки Лаппы Натальи Сергеевны на основании пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

N 18-П
Конституционный Суд
Российской Федерации"


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
23 октября 2013 10:11
IP/Host: 80.253.5.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
> моя дочь получала пенсию по потере кормильца до 23
> лет до сих пор обучается очно в медколледже имеет
> на иждивении ребенка в возрасте 1г 5м не замужем в
> гражданском браке не состоит выплата пенсии
> прекращена по достижении ею 23 лет законно ли это

да


> здравствуйте я получала пенсию по потере кормильца
> во время учебы. в данный момент я уже 2 года не
> учусь. если я на следующий год поступлю на очное
> обучение я могу востановить пенсию?

поступайте, приносите справку, возобновят и будут выплачивать до исполнения 23 лет


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
26 октября 2013 15:41
александрович
IP/Host: 83.149.48.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
здравствуйте у меня такой вапрос у меня умерла грожданская жена наш совместный ребенак остался со мной я законый отец так как я теперь не работаю так как сижу с ребенкам буду ли я получать пенсию на себя и ребенка
26 октября 2013 15:42
sahsa
IP/Host: 83.149.48.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
здравствуйте у меня такой вапрос у меня умерла грожданская жена наш совместный ребенак остался со мной я законый отец так как я теперь не работаю так как сижу с ребенкам буду ли я получать пенсию на себя и ребенка
1 ноября 2013 16:51
Мariya
IP/Host: 77.239.253.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте! У меня такая ситуация. Я получаю пенсию по потере кормильца. В 2014 году закончу колледж. А поступать в университет буду через год после окончания колледжа( т.к. набор на факультет, который мне интересен будет только в 2015 году). Мне 20.Смогу ли я восстановить пенсию?
17 ноября 2013 19:49
Зобнина Эльвира
IP/Host: 83.149.37.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Уменя дочь с датой рождения 22 ноября 1991 года студентка дневной формы обучения медицинской акакдемии С 2014 года у нее начнется интернатура - положена ей будет во время прохождения интернатуры пенсия по случаю потери кормильца получает пенсию по случаю потери кормильца?
18 ноября 2013 09:58
IP/Host: 80.253.6.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
> Уменя дочь с датой рождения 22 ноября 1991 года
> студентка дневной формы обучения медицинской
> акакдемии С 2014 года у нее начнется интернатура -
> положена ей будет во время прохождения интернатуры
> пенсия по случаю потери кормильца получает пенсию
> по случаю потери кормильца?

положена

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 100. Заключительные положения
4.1. Лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры.


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
17 декабря 2013 09:13
znama
IP/Host: 88.154.186.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
здравствуйте!
Хочу забрать документы с училища.вопрос,будет ли мне начисляться пенсия по потери кормильца?
17 декабря 2013 09:35
IP/Host: 80.253.6.--- Дата регистрации: 09.05.2008 Сообщений: 35 853
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
> здравствуйте!
> Хочу забрать документы с училища.вопрос,будет ли
> мне начисляться пенсия по потери кормильца?

если 18 уже исполнилось - не будут платить


- Нажмите любую клавишу.
- Эту можно?
- Эту нет.
17 декабря 2013 18:57
Ольга Плеханова
IP/Host: 94.140.235.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Здравствуйте, я пенсионерка пенсия моя 8200 руб, ухаживаю за отцом ветераном великой отечественной войны инвалидом 1 й группы (военная травма) у него хорошая пенсия и фактически я нахожусь на его содержании, хочу знать могу ли я получать часть его пенсии в случае потери кормильца.? С уважением Ольга
2 января 2014 23:12
Александр666
IP/Host: 94.51.255.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
я получаю пообие по потере кормильца если вставать в центр занетости то будут плотить пособие и за учет или как то поменяют?yakin.sania@yandex.ru
16 января 2014 16:32
Ангелина 1395490
IP/Host: 195.189.123.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
скажите попожалуйста, можно ли получать пенсию по потери, и одновременно официально работать?
17 января 2014 23:40
Бабакова
IP/Host: 78.37.243.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
Я в декретном отпуске , муж умер , полагается ли мне пенсия по потери кормильца ? пока я буду сидеть по уходу ? Я вроде как трудоустроена а вроде как и без средств к существованию .
20 января 2014 13:27
Соловьева Калерия
IP/Host: 109.168.184.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
мне обещали выплатить пенсию за период поступления в университет, тоесть за лето, а теперь отказываются это делать. и за сентябрь месяц когда я отдала им справку о том, что я уже учусь они не выплачивают. а так же мне уменьшили пенсию, сказали что я работаю(я не знаю до сих пор что я где-то работаю). что мне делать?
26 января 2014 17:37
светлана якуба
IP/Host: 178.211.164.---
Re: Пенсия по случаю потери кормильца
здраствуйте у меня умер гражданский муж. могу ли я оформить пенсию по потери кормильца. я работаю.снимаю жилье если можно подскажите какие документы нужны
6 из 8
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти