7 ноября 2012 15:40
Arman Asatryan
Почему нужно платить за музыку в коммерческих заведениях!
Почему нужно платить за музыку и как обойти РАО и ВОИС!
MediaOne
Гость16.10.2012 16:50
ПОЧЕМУ НУЖНО ПЛАТИТЬ ЗА МУЗЫКУ?
В контексте вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) правовая охрана интеллектуальной собственности и эффективная защита от нарушений становятся важнейшими элементами современной российской экономико-правовой сферы. Интеграция России во Всемирную Торговую Организацию выдвигает серьезные требования, среди которых значительное место занимает правовая защита интеллектуальной собственности.
Нормы защиты прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО обязывают страны с переходной экономикой ввести в течение пяти лет после вступления в ВТО жесткий национальный режим правовой охраны интеллектуальной собственности, соответствующий минимальным западным стандартам. Основу ВТО составляют три взаимосвязанных многосторонних Соглашения:
• Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ),
• Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС),
• Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Отражение вопросов интеллектуальной собственности в каждом из этих трех Соглашений определяет интеллектуальную собственность как универсальный критерий, без урегулирования прав на которую, становится невозможным вступление страны в ВТО.
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав интеллектуальной собственности вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность, которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС. Россия в настоящее время заинтересована в улучшении правоприменения в сфере интеллектуальной собственности. "Мы заинтересованы в том, чтобы всю нормативную и правовую базу привести в соответствие с жизнью, и имеющуюся практику подстроить под нормативную базу", - сказал премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсисом Гарри. По его словам, российские правоохранительные органы также "предпринимают серьезные усилия, и работают с результатом". Глава правительства также отметил, что Россия "со многими партнерами ведет диалог в ходе присоединения к ВТО по этой тематике". Он добавил, в связи с этим, что в этой сфере уже принят ряд капитальных решений.
Масштабы нарушений прав интеллектуальной собственности в России на протяжении длительного времени являются предметом глубокой озабоченности, особенно среди правительств и компаний стран Запада в свете все возрастающих убытков, которые они терпят в результате снижения объемов продаж, роялти, и сокращения долей на рынках сбыта. В России часто подвергаются “пиратству”, такие объекты интеллектуальной собственности, как музыкальная аудиопродукция (около 75%), видеопродукция (около 85%), компьютерные программы (97%) и печатные издания (45%).
С даты вступления в ВТО в России будут в полной мере применяться положения Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, включая положения, соблюдение которых не требует переходного периода. Российская Федерация является членом международных конвенций в области авторского права (Женевская Конвенция «Об авторском праве»; Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений»; Конвенции «Об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций»). В связи с этим Российская Федерация взяла на себя обязательства принимать все меры, необходимые для обеспечения охраны прав авторов.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ?
Согласно Стокгольмской конвенции (14.07.1967 г.), учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), интеллектуальная собственность включает в себя: авторское право и смежные права; произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что объектами авторских прав, в том числе, являются музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), являются смежными с авторскими правами (смежными правами). Результат интеллектуальной деятельности не может быть использован без согласия правообладателя, за исключением случаев, специально предусмотренных Гражданским Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским Кодексом и другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским Кодексом.
ЧТО ТАКОЕ "ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ"? "
В соответствии с п.3 статьи 1270 Гражданского Кодекса РФ, публичное исполнение произведения, это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа, либо в другом месте, одновременно с представлением или показом произведения. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ совместным Постановлением № 5/29 от 26.03.2009 г. установили, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.
Фитнес-клубы, магазины, бары, кафе и тому подобные учреждения являются местами, открытыми для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, соответственно, в них происходит публичное исполнение произведений, за которое должно выплачиваться авторское вознаграждение. При этом не имеет значения тот факт, что публичное исполнение происходит с помощью технических средств: теле- радиоприемников, музыкальных центров и т.д. При публичном исполнении произведений с помощью технических средств следует иметь в виду, что телерадиовещательные компании, заключая лицензионное договоры, получают лишь разрешение на сообщение произведений в эфир (это отдельная разновидность лицензионного договора). Разрешение на публичное исполнение произведений данным договором не предусматривается. Такое разрешение должен получать магазины, бар, кафе, предприятия общественного питания, пассажирского транспорта и т.д
ЧТО ТАКОЕ "КОЛЛЕКТИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ"? РАО - ВОИС
Обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда Гражданским Кодексом РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые, в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Организация по коллективному управлению правами, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры на управление правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Таким образом, Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), некоммерческие организации, следящие за соблюдением авторских и смежных прав на музыкальные произведения, благодаря феномену государственной аккредитации имеет право представлять всех авторов, независимо от того, заключены с ними договоры или нет.
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРОЗИТ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ?
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав - требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если происходит нарушение авторских прав на десять объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на десять.
Общероссийская судебная практика в данной сфере уже сложилась, и не в пользу организаций-нарушителей. Примеры судебных решений опубликованы на сайте РАО. Что касается практики контрольных прослушиваний, которую применяет, к примеру, РАО, то их результаты, предварительно расшифрованные и соответствующим образом оформленные, могут выступать доказательством правонарушения, совершенного пользователем, в суде. Судебная практика показывает обоснованную применимость доказательств такого рода. Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда. За незаконное использование объектов авторских и смежных прав, помимо гражданской ответственности предусматривается также административная ответственность (ст.7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и уголовная ответственность (ст. 146 Уголовного кодекса РФ).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и предполагает наложение штрафа:
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения
на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Уголовным кодексом:
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются
1) штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев 2) обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов
3) лишением свободы на срок до двух лет.
Деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере;
в) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок до шести лет, со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм, либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей.
Если ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме до пятидесяти тысяч рублей, то наступает административная ответственность, если больше, то уголовная.
Обычно, правоохранительные органы суммируют стоимость экземпляров или прав на имеющиеся в официальной продаже авторские произведения, фонограммы, фильмы или компьютерные программы.
Важно понимать, что привлечение к уголовной ответственности за нарушение возможно даже в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и даже не имел цели извлечения дохода от нарушения, иными словами, если даже распространял охраняемые объекты авторских прав, которые имеют стоимость, на некоммерческой основе. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 26 апреля 2007 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» в частности указано: Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд должен выяснить и указать в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав. Такими действиями могут являться, совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав, воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.
ЧТО ДЕЛАТЬ? ВОЗМОЖНЫЕ ОБХОДНЫЕ ПУТИ.
1.Случаем свободного использования музыкальных произведений и фонограмм является их переход в общественное достояние, который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на них.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Гражданский Кодекс устанавливает что, произведение, исполнение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения и исполнения.
2.Наличие аккредитованных организаций (РАО и ВОИС) не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления. В отличие от аккредитованной организации, которая может заключать лицензионные договоры и договоры о выплате вознаграждения от имени неопределённого круга лиц, неаккредитованная организации может заключать такого рода договоры только в интересах конкретных лиц, от которых у неё получены соответствующие полномочия. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании соответствующих договоров. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами, выполнив ряд формальностей.
Гражданский Кодекс устанавливает, что в том случае, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.
3.Creative Commons — некоммерческая организация, цель которой состоит в увеличении числа произведений, доступных для законного свободного распространения и использования — по сути реформе авторских прав в рамках действующего закона.
Организация создала и опубликовала для свободного применения несколько копирайт-лицензий известных как лицензии Creative Commons. Эти лицензии позволяют авторам-создателям сообщить, какие права они оставляют за собой, а от каких прав они хотели бы отказаться в пользу получателей или других авторов-создателей. Лёгкое для понимания одностраничное разъяснение прав с наглядными символами объясняет специфику каждой лицензии Creative Commons. Эта простота отличает Creative Commons от копирайта «все права сохранены». Лицензии Creative Commons были изобретены, чтобы дать авторам произведений более гибкую копирайт-модель, которая бы заменила ситуацию «все права сохранены» на «некоторые права сохранены».
Однако, сами представители Creative Commons International в России признают, что лицензия Creative Commons не совместима с действующим Гражданским кодексом РФ.
Чтобы спокойно и законно продолжить работать, следует, либо:
Заключить договоры с аккредитованными организациями (РАО и ВОИС) и в дальнейшем представлять им отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав для распределения вознаграждения . В данном случае сумма платежей зависит от озвучиваемых площадей клуба. Со ставками вознаграждения можно ознакомиться на сайтах вышеуказанных организаций.
Заключить договоры непосредственно с правообладателем, либо его представителем (в том числе музыкальным издательством), при условии, что данные произведения не находятся в управлении Организациями по коллективному управлению правами. Нужно учитывать, что: легально использовать можно лишь произведения из каталога, предоставленного правообладателем; произведения из каталога должны быть исключены из реестров Организаций по коллективному управлению; лицензионный договор должен соответствовать всем требованиям Гражданского кодекса РФ (Статьи 1235-1238). Однако, согласно Статье 1326 ГК РФ «сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи (публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю), и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности» (статья 1244) – то есть ВОИС. В данном случае избежать выплат возможно при использовании сложных произведений, созданных легально с соблюдением прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм.
3.Относительно распространенная практика – заказ музыкальных произведений у диджеев. Однако, существует реальная опасность получить заимствованную музыку, которая после идентификации будет признана плагиатом.
4.Ничего не делать, и ждать визита полиции)
Руководитель компании MediaOne
Асатрян Арман
mediaone.ims-spb.ru